Для инженеров преподавание — это не подработка, а способ держать руку на пульсе науки, находить будущих коллег и развиваться самим. В этой статье рассказываем, как наши сотрудники совмещают рабочие проекты с образовательными, и делимся чек-листом, который поможет понять, близка ли вам эта роль.
Сегодня в образовательных и научных проектах участвуют десятки сотрудников Yandex Cloud: кто-то ведёт курсы в Школе анализа данных и магистратурах, кто-то руководит дипломными работами, кто-то запускает учебные программы внутри компании. У каждого свой путь, но объединяет их одно — внутренняя мотивация и желание строить среду, в которой вырастают новые специалисты.
«Использую подход win-win, чтобы и задачи были решены, и студенты получили опыт»
Алексей Мясников
Руководитель команды разработки клиентских библиотек YDB, кандидат технических наук, MBA IT
В аспирантуре я защитил кандидатскую степень по техническим наукам и вынес из этого опыта два важных навыка:
Умение самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Сколько бы умных людей ни было вокруг, если решение принял ты, то и последствия — тоже твои.
Универсальный подход «анализ — синтез — анализ». Он работает одинаково при подготовке курсовой, диплома или серьёзной научно-исследовательской работы и помогает системно разбирать любые задачи.
Преподавать я начал ещё в Московском технологическом институте: вёл курс по системному программированию. У вуза был запрос на специалистов с учёной степенью, и в этом плане я подходил идеально. Но профильного IT-образования у меня тогда не было, поэтому пришлось срочно разбираться и адаптировать материал под студентов. В итоге это стало ценным опытом: я понял, что могу быстро вникать в новые темы и доступно объяснять их другим.
Сейчас я — научный руководитель студентов из ИТМО, ВШЭ, МФТИ и других вузов. Не знаю, в чём причина — особенностях характера, накопленном опыте или специфике моей области, — но у меня всегда рождается много идей для студенческих проектов. Главное — не забыть оформить их хотя бы в виде issue на GitHub. Почти все идеи проектов рождаются из практики, из конкретных болей продакшна или амбициозных задумок, поэтому они всегда привлекательны.
Выступление на «Ночи опенсорс-библиотек»
Пытливые студенты как-то находят рассыпанные мной идеи проектов. Выходят на меня с предложением сотрудничества, я нахожу им ментора или беру эту роль на себя. Дальше мы шаг за шагом решаем задачу, вплоть до внесения изменений в основной репозиторий. В итоге студент получает подтверждённый merge-коммит со своим именем в истории проекта. Звучит как отлаженный механизм, но в реальности всё иначе.
Не существует какого-то универсального рецепта успеха. Например, у нас есть витрина студенческих проектов YDB. Часть из них уже реализована полностью или частично, но этого хватает, чтобы привлечь внимание студента и начать диалог. Часто достаточно поговорить со студентом, чтобы понять, что ему интересно, какие задачи по силам и как мы можем удовлетворить его амбиции. Например, ко мне как-то пришёл студент на одну из задач с витрины, но она уже была решена пару лет назад. В итоге мы мягко переобулись в альтернативную тему, студенту она понравилась, он остался и классно справился.
Такое сотрудничество даёт классический win-win: студенты получают реальный опыт индустриальной разработки и базу для курсовой или диплома, а мы — видимый вклад в проект и способ присмотреться к будущим коллегам.
Если вам близка идея совмещать работу над сложными задачами и развитие будущих специалистов, заглядывайте на карьерную страницу YDB — команда открыта для новых инженеров.
«Учить на практике и расти вместе со студентами»
Сергей Парамошкин
Руководитель команды развития кластеров в Yandex Cloud, преподаватель ШАД
До работы в Яндексе я руководил командой из тридцати с лишним человек. В какой-то момент обратил внимание: джуны приходят неплохие, но им явно не хватает практики. Тогда у меня и появилась идея — делиться опытом напрямую, чтобы ребята быстрее вливались в работу.
В итоге начал вести курсы дополнительного образования. Сначала DevOps, потом Go — и со временем дорос до руководителя программы. Подбирал преподавателей, корректировал учебные планы, менторил студентов по хард-скилам.
Когда пришёл в Яндекс, в первый год больше осваивался. А потом меня пригласили преподавать в ШАД. С тех пор я читаю лекции в ИТМО, консультирую студентов и участвую в студкемпах.
Выступление на студкемпе с докладом «Современные высоконагруженные системы — архитектура, аспекты разработки»
Образование для меня — способ расти вместе со студентами. Чтобы объяснить тему, приходится самому разбираться в нюансах языков и технологий. В итоге выигрывают обе стороны: студенты получают сильную академическую базу и сразу учатся применять её в работе, а я держу себя в тонусе и по-новому смотрю на знакомые инструменты.
Однажды я участвовал в записи подкаста ВШЭ. Передо мной выступал коллега из другой компании, который жаловался, что вчерашние выпускники ничего не умеют. А я рассказал про ШАД — у нас всё иначе: здесь есть и теория, и практика от людей из индустрии. Поэтому выпускники выходят готовыми к работе, умеют писать и оценивать код, работать в команде, понимать продукт.
Сергей рассказывает о программе преподавания Go в ШАД
И если сначала я просто искал будущих коллег, то теперь вижу, что нашёл гораздо большее. Преподавание стало делом, которое вдохновляет и помогает строить ту самую среду, где вырастают сильные инженеры.
«Командам на стыке исследований и продакшна важно держать контакт с академией»
Василий Ершов
Руководитель разработки сервисов AI/ML Yandex Cloud
Я начал сопровождать студентов как научный руководитель ещё в магистратуре. Помогал писать дипломы, потом работал со стажёрами и в какой то момент стал вести курс в ВШЭ по методам оптимизации. Сейчас преподаю на направлении «Анализ данных» в магистратуре «Разработка программного обеспечения и науки о данных» ФМКН СПбГУ.
Работа со студентами — хороший способ «потрогать» тему, до которой обычно не доходят руки. А ещё — получить хороший результат, готовый к внедрению в продакшн.
Преподавание позволяет не забывать фундаментальную и прикладную математику, которая реже встречается в работе, а работа с дипломными проектам — отслеживать тендеции и новинки, возникающие на стыке академии и индустрии.
Как и преподавание, работа над ML-сервисами Yandex Cloud — это возможность учиться новому и двигать индустрию вперёд. Узнайте больше о команде и вакансиях.
«В преподавании немало технических вызовов, которые требуют нестандартных решений»
Михаил Дымсков
Менеджер и преподаватель «Облачной академии поддержки» Yandex Cloud
Когда я руководил группой инженеров технической поддержки в Yandex Cloud, одной из моих задач был найм. И почти всегда мы сталкивались с одной и той же проблемой: даже опытным специалистам не хватало облачных навыков. Знания Linux или сетей были у многих, но чтобы научиться мыслить в парадигме облаков, требовалось от трёх до шести месяцев дополнительного обучения.
Тогда и родилась идея запустить собственную образовательную программу — «Облачную академию поддержки». Первым на эксперимент решился самарский ПГУТИ: позволил нам набрать тестовый поток. Преподавали наши лучшие инженеры, но программа была довольно сложной — из 78 студентов её прошли только 12. Несмотря на это, именно первый опыт показал: готовить облачных специалистов реально.
Первый поток «Облачной академии поддержки» на лекции в ПГУТИ
Сейчас результаты совсем другие: выше конверсия, больше студентов, уже шесть партнёрских вузов. Где-то мы открываем полноценные магистратуры, где-то, как в УрФУ, делаем предмет по выбору. Выпускники получают универсальные знания, которые пригодятся не только в Yandex Cloud, но и в любой компании, работающей с любыми облачными технологиями.
Преподавание для меня — это не просто передача опыта. Я модерирую комьюнити Yandex Cloud, помогаю новичкам как бадди и сам учусь у студентов: их вопросы заставляют глубже разбираться в материале. А ещё это постоянные технические вызовы. Иногда приходится изобретать новые подходы: например, мы разработали систему тестирования, где у каждого студента есть собственное облако для практики, а проверку заданий выполняет автоматика.
«Для нас образование и наука — это фундамент будущего»
Марина Кошелева
Руководитель проектов Yandex Cloud в сфере образования, науки и культуры
В образовании и науке влияние технологий ощущается особенно сильно. В Yandex Cloud мы помогаем университетам цифровизировать учебный процесс, предоставляем исследователям мощные вычислительные ресурсы, а преподавателям — современные инструменты для учебных курсов и практики. Чтобы объединить эти направления, мы создали Центр технологий для общества — площадку для совместных проектов студентов, экспертов и университетов.
Для нас работа в этих сферах — не побочный трек, а фундамент будущего. С одной стороны, они рождают специалистов, без которых невозможно развивать облачные технологии. С другой — помогают двигать всю индустрию вперёд. Поэтому нам важно не только давать университетам инструменты, но и поддерживать людей, которые готовы делиться опытом напрямую.
Сегодня в преподавании задействованы больше 50 сотрудников Yandex Cloud. Это не про дополнительный заработок — все они пошли в образование из-за внутренней мотивации. Для кого-то это способ систематизировать собственный опыт, для кого-то — возможность вырастить будущих коллег и укрепить личный бренд, для кого-то — вклад в развитие науки. А чаще всего — всё вместе.
«Они учатся у нас, а мы у них — свежему взгляду и новому ритму»
Юлия Бусыгина
Менеджер национальных стратегических проектов Yandex Cloud в сфере здравоохранения
Моя работа в Yandex Cloud определённо связана с наукой и преподаванием — только не в классическом смысле лекций и семинаров. Я каждый день объясняю врачам, руководителям и студентам, как наши технологии могут изменить их привычную практику.
Я не столько преподаватель, сколько просветитель: хочу, чтобы люди перестали довольствоваться технологиями прошлого века и использовали всё, что даёт rocket science. Это и есть главный смысл нашей работы — давать другим не просто готовые проекты, а новые знания и умение работать по-другому.
Вебинар о том, как ИИ может быть полезен в области социальных проектов
Когда медицинская организация приходит к нам за решением, мы вместе разбираем её задачи, проблемы и думаем, как облачные инструменты могут ускорить процессы и освободить специалистов от рутины. Этот процесс всегда похож на обучение: нужно показать, какие технологии есть, как их применять и почему они действительно полезны.
Отдельное направление моей работы — реализация проектов со студентами ШАДа и партнёрскими вузами. Мы выбираем самых мотивированных ребят, менторим их от шести месяцев до года и включаем в реальные проекты. Они учатся у нас, а мы у них — свежему взгляду и новому ритму.
Как понять, что вам может быть интересно преподавать
Преподавание — это один из вариантов делиться опытом и возможность расти самому. Многие сотрудники Yandex Cloud ведут курсы, читают лекции в вузах и помогают студентам делать первые шаги в индустрии. Если эти истории вас вдохновили, попробуйте ответить себе на несколько вопросов, чтобы понять, близка ли вам эта роль:
Вам нравится делиться знаниями и практикой?
Вы умеете объяснять сложные вещи простыми словами — будь то ребёнку или пожилому соседу?
Вы не боитесь выступать на публике и читать лекции?
Вы любите давать развёрнутую и полезную обратную связь?
Вам интересно постоянно узнавать новое?
Если откликнулось хотя бы одно, возможно, преподавание станет для вас естественным продолжением работы — в вузе, на курсах, в роли научного руководителя или в EdTech-проектах.
Хотите узнать больше о людях и задачах команды Yandex Cloud? Подписывайтесь на телеграм-канал Inside Yandex Cloud и знакомьтесь с нашей внутренней кухней.
Другие вдохновляющие истории о сотрудниках и командах:
От священника до тимлида: как эмпатия и Linux помогли покорить IT
Воротила небесных дел и Облачный маг: кому вручают премию Cloud Heroes
Можно ли сменить профессию внутри компании: истории сотрудников Yandex Cloud
Источник: https://vc.ru/education/2185936-it-specialisty-v-obrazovanii