90% студентов учатся неправильно. Что делают остальные 10%?

90% студентов учатся неправильно. Что делают остальные 10%?

Виктория Козлова
ОбразованиеСтатья

Есть расхожий стереотип: лучшие студенты топовых мировых вузов — ботаны без личной жизни, которые только и делают, что зубрят учебники. Я тоже так думала, пока не познакомилась с выпускниками Гарварда и Стэнфорда. Их подход к учёбе меня поразил: вместо бессонных ночей и бесконечных конспектов — чёткая система, здоровый баланс и умение учиться не больше, а эффективнее. Они учатся совершенно иначе, чем 90% российских студентов.

Собрала мировые исследования по обучению и оформила их в 7 неочевидных советов. Это простые принципы, которые помогут вам использовать годы в университете как трамплин для карьеры.

Привет. Меня зовут Линура Валитова, я руководитель по коммуникациям с 20-летним опытом, лучшая подруга студентов-пиарщиков и автор телеграмм-канала «Линура, PRекрати!». Если вы студент отделения PR, реклама или смежных, то, этот текст и канал – must have в начале учебного года. Подписывайтесь.

Принцип № 1. Беречь себя

Если вы читаете эту статью, то, скорее всего, вы энергичны, амбициозны и склонны к перфекционизму. Если это так, то очень рекомендую обратить внимание на первый принцип — вероятно, он самый важный для вас.

Учёба — это марафон. Причём не на 10 км, а на дистанцию длиной в четыре-шесть лет с периодическими ускорениями, препятствиями и работой на пределе сил. И если вы рванёте с места, пытаясь всегда и всё делать идеально — лекции, практики, стажировки, подработки — то рискуете быстро выгореть. К сожалению, выгорание среди студентов стало нормой: по данным глобального опроса 2023 года, до 80% студентов к выпускному курсу ощущали хроническую усталость и потерю мотивации.

Во время учебы тренировка мозга похожа на спорт: главное не поднять максимальный вес с первого раза, а системно работать, постепенно увеличивать нагрузку, отдыхать и восстанавливаться. Поэтому лучшие студенты мира начинают планирование года не с учебников, а с отдыха и заботы о себе.

Спросите себя:

– соблюдаете ли вы гигиену сна и хватает ли вам его?

– есть ли у вас интересная физическая активность хотя бы дважды в неделю?

– питаетесь ли вы чем-то, кроме булочек и энергетиков?

– не убиваете ли свою энергию алкоголем и сигаретами?

Не обязательно погружаться в био-хакинг, как это делают студенты из очень богатых семей, но забота о своем организме — это база, без которой никакие другие советы работать не будут.

Принцип № 2. Научиться формулировать вопросы

Очень важно понять фундаментальную разницу между поиском ответов и формулированием вопросов.

В мире быстрых знаний выигрывают не те, кто зубрит, а те, кто умеет задавать вопросы, которых до них ещё никто не задавал.

В Гарварде студентов с первого курса учат читать книги не от первой страницы к последней, а начиная с вопросов. Сначала спроси книгу — запиши, что именно хочешь узнать в процессе чтения. Потом пролистай книгу в поисках ответов. Выпиши найденное, посмотри контекст. И только после этого читай подряд, чтобы увидеть целостную картину. А потом попробуй задать вопросы, развивающие тему книги, но не включенные в неё.

Принцип № 3. Развивать навыки самообразования

Социологи сходятся во мнении: учёба не заканчивается дипломом, мы будем учиться всю жизнь. Поэтому ключевой навык XXI века — метапознание, то есть понимание, как именно вы учитесь лучше всего.

Кто-то усваивает информацию через аудио-лекции на скорости 1.5х. Другие — через карточки и импровизированные викторины при участии родственников или кота. Третьи — через практику, когда приходится применять знания сразу или объяснять другим. Найдите свой метод, экспериментируйте.

Цифры говорят сами за себя: почти 60% молодых людей от 14 до 23 лет предпочитают учиться через YouTube, а не из книг. Онлайн-лекции, подкасты, вебинары профессоров и практиков — всё это доступно бесплатно или почти бесплатно. Лучшие студенты комбинируют университет и самообразование: если нужного навыка нет в учебном плане, они берут его онлайн.

В телеграм-канале я постоянно даю ссылки на бесплатные онлайн-курсы от лучших университетов мира. Я также рекомендую посмотреть пост о том, как учиться у лучших мировых экспертов бесплатно, дистанционно, даже без знания языков. Лучшие умы уже давно практикуют передачу знаний тем, кто этого действительно хочет.

Принцип № 4. Организовывать и систематизировать

Выдающимися становятся далеко не всегда только самые умные или талантливые, но чаще самые организованные студенты.

Успех держится не на таланте, а на системе. Если у вас есть список дел, он должен показывать как то, что вы уже сделали, так и то, что ещё осталось. Такой подход снижает стресс: вы видите картину целиком, не боитесь, что что-то забудете и отслеживаете прогресс.

В профессии PR умение одновременно вести несколько проектов — это норма. Поэтому привычка к системности прямо сейчас — инвестиция в вашу карьеру.

Попробуйте:

– единый список задач на неделю;

– календарь дедлайнов с напоминаниями;

– еженедельную ревизию «что сделано и что требует внимания».

Это звучит скучно, но именно это превращает хаос в управляемую систему и даёт вам огромное преимущество в учёбе и карьере.

Принцип № 5. Научиться работать «со сжатыми зубами»

Да, я много говорю про баланс, сон и заботу о себе. Но есть вторая сторона медали: умение включать режим полной мобилизации. Лучшие студенты умеют пахать на максимуме сил, когда этого требует ситуация, а потом полностью восстанавливаться для следующих рывков.

Особенно это касается первых лет учёбы и первых шагов в профессии. Сессия, дедлайн проекта, стажировка в агентстве, где надо доказать свою ценность за пару месяцев, — бывают моменты, когда без hard mode не обойтись. В эти периоды действительно приходится работать со сжатыми зубами, откладывать развлечения и держать сверхконцентрацию достаточно долгое время.

Разница лишь в том, что у топ-студентов это не превращается в образ жизни. Они знают: режим форсажа нужен для рывка, а не для постоянного существования. После интенсивного периода всегда следует замедление, иначе быстро выгораешь.

Как тренировать этот навык:

– осознанно входите в «спринт»: обозначьте сроки и цель («за неделю дописать самую сложную дипломную главу»);

– на время спринта уберите всё второстепенное

— только ключевые задачи.

В это время вы показываете на что способны, поэтому выдавайте свой максимум и держите темп; – после завершения дайте себе восстановление (сон, спорт, развлечения, отдых без чувства вины – всё, что поможет вам чувствовать себя лучше).

Если не получилось с первого раза и прокрастинация победила – не страшно.

Прокрастинацию испытывают абсолютно все люди на планете – и вы, и британский король и Илон Маск. Разница между успешными и не успешными людьми в том, как они научились с этим справляться.

Поэтому лучшее, что можно сделать, если не получилось — сделать глубокий вдох и вернуться к задаче.

Такой подход воспитывает не только дисциплину, но и устойчивость. В карьере это будет вашим козырем: умение при необходимости выдать результат на пределе сил ценится работодателями и как правило хорошо оплачивается.

Принцип № 6. Строить связи и искать наставников

Когда вы студент, легко чувствовать себя потерянным. Вы ещё плохо разбираетесь в устройстве корпоративного мира, не до конца понимаете, чем на самом деле живёт профессия, да и взрослую жизнь видите как-то издалека. Испытывать это чувство непонимания — абсолютно нормально. Более того, именно признание своей неопытности становится отправной точкой для роста.

Лучшие студенты мира не боятся спрашивать. Они используют время в университете как тренировочную площадку для общения с теми, кто уже прошёл этот путь: преподавателями-практиками, выпускниками кафедры, старшими коллегами на стажировках. Исследования OECD подтверждают: студенты, которые ещё во время учёбы общаются с профессионалами, позже легче находят работу и чаще довольны карьерой.

Менторство — мощный ускоритель. Гарвардские данные показывают: выпускники с наставником на 27% чаще получают первую работу в течение трёх месяцев после выпуска. Наставник может подсветить невидимые для вас правила, объяснить, чего не пишут в учебниках, и сэкономить годы на пробах и ошибках.

С чего начать:

– идите на конференции и задавайте вопросы спикерам.

Если стесняетесь спросить глупость, обозначьте её: «Здравствуйте, я пока только учусь и кажется задам сейчас очередной глупый вопрос, но…». Искренность подкупает

– ищите ментора не только «сверху», но и «рядом»: старший студент, молодой специалист в агентстве, коллега с подработки

— все они могут стать вашими навигаторами.

В нашей профессии связи — это не только инструмент навигации в незнакомом, это сама ткань профессии. Мы работаем через коммуникацию, и умение выстраивать доверительные отношения — это ядро нашей ценности как профессионалов. И это навык не врождённый, он приходит только с опытом и с ошибками. Поэтому чем раньше вы начнёте его тренировать, тем сильнее будет ваша позиция после выпуска.

Ну и конечно, здесь самое место для нативной рекламы телеграм-канала «Линура, PRекрати!». Я готова стать вашим цифровым ментором. Это канал именно для того, чтобы сделать вашу учёбу и первые шаги в карьере проще. Мы собираем таких людей, как вы, чтобы вы знали о существовании друг друга, объединялись и поддерживали. Подписывайтесь.

Принцип № 7. Ставить карьерные цели параллельно с учёбой

Учёба ради диплома больше не работает. Диплом, даже Гарвардский, — это бумага, если вы ничему не научились и никем не стали в процессе учебы. Лучшие студенты мира учатся не ради зачётов или красного диплома — они учатся ради карьеры, ради той жизни, которую хотят построить после вуза.

Исследование OECD показывает: студенты, у которых есть карьерные ориентиры и понимание, зачем им учёба, зарабатывают больше и чувствуют себя увереннее. Это не значит, что нужно с первого курса знать точный план на десять лет вперёд. Это значит держать в голове направление.

Здесь важно ещё одно: мысль о том, что учёба — это лишь один шаг на длинной дороге, работает как защита от выгорания. Даже если курс оказался скучным, преподаватель — странным, а предмет вообще не вашим, это не обесценивает главную цель. Это всего лишь корректирует маршрут. Помните: дорога не заканчивается экзаменом. Она только начинается.

Попробуйте простое упражнение: представьте себя через десять-пятнадцать лет. Чем вы занимаетесь? В какой сфере работаете? С кем? Какие проекты делаете? Сравните это с тем, что изучаете сейчас. Вы сразу увидите, какие предметы стоит учить глубже, а какие можно пройти «по верхам», оставив силы для главного.

И держите в голове одну мотивационную фразу: «то, чего ты хочешь, хочет тебя ещё больше». Мир всегда подкидывает возможности тем, кто к ним готов.

Мы вас очень ждём в корпоративном мире. Нам действительно не хватает амбициозных, классных, умеющих заботиться о себе молодых дерзких талантов. И поверьте, если вы будете учиться не только «для зачётов», но и для своей будущей карьеры, мы встретимся с вами очень скоро — уже по ту сторону университетских дверей.

Вывод

90% студентов учатся неправильно, потому что делают ставку на зубрёжку, бессонные ночи и постоянный стресс. Но именно 10% идут другим путём: они заботятся о себе, задают вопросы, учатся активно, систематизируют дела, пробуют новое, ищут наставников и строят карьеру параллельно с учёбой.

Именно они получают больше возможностей, выше стартовую зарплату и быстрее выходят на уровень осознанной, интересной работы.

Мой совет: выберите хотя бы один из этих принципов и внедрите его уже завтра. Через месяц вы заметите, как учёба станет легче, а уверенность в себе — прочнее.

И да, добро пожаловать в эти 10%.

Источник: https://vc.ru/education/2189206-kak-10-procent-studentov-uchatsya-effektivno

25

Комментарии (0)

Для добавления комментариев необходимо