Задача скучная или интересная - это всего лишь процесс в голове. Сама по себе задача не может быть ни скучной, ни интересной. Всё зависит от отношения человека к ней.
Если разложить любую задачу на составляющие, я убеждён, что абсолютно каждый человек найдёт в ней что-то для себя интересное и что-то неинтересное. А то, насколько задача кажется интересной в целом, определяется количеством интересных частей, из которых она состоит.
Надеюсь, не сильно запутал, и пока всё понятно.
Второй момент, который важно понять! Мы часто путаем скучную и непонятную задачу.
Наблюдая за командой и общаясь тет-а-тет с ребятами, я заметил такую штуку: если сотрудник жалуется на то, что у него много скучных задач, это часто значит, что у него уже «не стоит» на работу.
Крайне редко (у меня это примерно 1 случай из 12) таски действительно оказываются для человека скучными.
Разбираясь, что он для себя определяет как «скуку», часто выясняется, что задачи слишком простые, уже делались много раз, а решения типовые. При этом важно отметить, что лёгкие задачи не всегда скучные: бывает, задача простая, но затрагивает новую для сотрудника тему, и он берётся за неё с интересом.
Но чаще всего, когда мы копаем глубже, оказывается, что «скучная» для сотрудника задача на самом деле непонятная. В ней сложно разобраться, слишком много неопределённости.
Причины могут быть разными. От того, что в требованиях к задаче «много букаф, не хочется читать много букаф», до того, что решение лежит вне его компетенций. Приходится каждый раз делать ресёрч, копаться на Stack Overflow, бежать в ChatGPT и т.д. А человек просто хочет программировать и писать код.
Дополнительная когнитивная нагрузка сжигает энергию, и ему кажется, что задача скучная.
Парадокс в том, что люди часто путают скуку со сложностью и неопределенностью.
Важно еще не путать с ситуацией, когда человек не видит ценности в выполнении задачи. Когда он не понимает, зачем её делать, и какая есть верхнеуровневая цель, к которой приведёт её выполнение. Это уже другая история.
Вывод:
Скука — это не характеристика задачи, а отношение человека к ней, состояние мозга, когда тяжело добыть энергию для выполнения работы.
Как сделать задачи интересными?
1. Позитивное подкрепление
Первое, о чём стоит подумать и внедрить в команду, это элемент похвалы после успешного завершения задач сотрудниками.
Метод не идеальный, но он помогает формировать в команде правильные привычки и поддерживать эффективность, даже если сама задача кажется скучной.
Здесь работает несколько моментов:
1. Внутренняя конкуренция: «Блин, Петю похвалили на общем командном звонке, а меня ещё нет».
2. Позитивное подкрепление правильных действий, как с животными. Мы тоже реагируем на похвалу, и это нормально.
2. Понимайте интересы своей команды
Есть Петя, который обожает работать с ГЕО-сервисами. А есть Вася, которому подавай только сложную бизнес-логику.
Но лид при планировании, не зная интересов команды, отдаёт задачу по ГЕО Васе, а бизнесовую Пете.
В итоге вместо замотивированных людей получаем двоих, которые делают работу «через палку» и жалуются, что им скучно.
А решение лежит на поверхности! Распределяйте задачи по интересам.
3. Наблюдайте
Если вы замеряете эффективность работы команды, то это супер. Можно будет сметчить качественные данные (наблюдения) и количественные (метрики), чтобы быстрее находить инсайты.
Если ещё не замеряете, ничего страшного, начните хотя бы с наблюдений.
Из моего опыта:
У одного и того же человека задачи одного типа в разное время могут восприниматься по-разному, то скучные, то интересные. Почему так?
Причины могут быть разными, например:
- Долго сидит на одной задаче.
Вы дали разработчику большую задачу на 3-4 спринта. Он доделывает её на силе воли, а вы даёте следующую про то же самое.
Чередуйте задачи, разбавляйте их.
- Отсутствие отдыха
Когда последний раз сотрудник был в отпуске?
Работал ли он на выходных?
Засиживался ли допоздна?
Хроническая усталость ведёт к когнитивному истощению и выгоранию.
- Социальные связи
У нас процесс построен так, что разработчики работают в парах (бэк + фронт).
Иногда люди не могут сработаться: не конфликтуют, но просто разные, нет общих точек интереса. В таких парах эффективность падает, а задачи быстро становятся «скучными».
Таких факторов может быть много, поэтому наблюдайте и экспериментируйте.
4. Пробуйте по-другому
Разнообразие можно создавать не только разными задачами, но и разными способами их решения. Провоцируйте команду искать новые подходы для типовых задач. Это полезно и для сотрудников, и для бизнеса.
Например, можно написать решение с кучей вложенных циклов. А можно придумать элегантный алгоритм, который ускорит работу продукта, упростит поддержку и принесёт дополнительные плюсы.
А потом, попросить разработчика рассказать команде о своём решении. Это уже высший пилотаж: и сотрудник гордится своей работой, и команда учится.
Вывод
Скука - это не приговор, это сигнал системы.
Чаще он говорит: Слишком непонятно, слишком однообразно или слишком бессмысленно.
Как только вы возвращаете ясность, разнообразие и смысл, энергия на задачу возвращается вместе с интересом.
Понравился пост?
👉 Подпишись на мой Telegram-канал Dovzhenko Vision, где я делюсь практическим опытами, инсайтами и полезными материалами!
Источник: https://vc.ru/dev/2206527-kak-sdelat-skuchnye-zadachi-interesnymi