Сколько заберет государство, если вам достанется бизнес родственника?

Амина Хасамбековна
• Право • статья

Если наследник — физическое лицо.

При наследовании доли в ООО или получении ее денежной стоимости НДФЛ наследнику платить не нужно ( Верховный Суд РФ: Кассационное определение № 46-КАД21-1-К6 от 27.10.2021).

В случае продажи своей доли раньше, чем 5 лет владения, НДФЛ со всей суммы сделки заплатить придётся.

Чтобы уменьшить эту налоговую нагрузку, можно воспользоваться льготой — заявить налоговый вычет и уменьшить доход на сумму тех расходов, которые в свое время понес сам наследодатель на покупку этой доли (при наличии подтверждающих документов) (абз. 18 Письма Департамента налоговой политики Минфина России от 30 июля 2020 г. N 03-04-05/66879 Об особенностях налогообложения НДФЛ дохода от продажи имущества, полученного в порядке наследования и проданного после 1 января 2019 г.).

НО:

Доходы наследников автора в виде лицензионных платежей и авторских вознаграждений облагаются НДФЛ. То есть, сама передача авторских прав по наследству освобождена от НДФЛ, но последующие выплаты за использование этих прав признаются облагаемым доходом (Письмо ФНС РФ от 27.02.2011 № ЕД 4-3/12152@). Ставки налога: применяются стандартные прогрессивные ставки НДФЛ от 13% до 22% для резидентов РФ (в зависимости от общей суммы годового дохода) либо 30% для нерезидентов. Если выплату производит организация или ИП, они удерживают и перечисляют НДФЛ. Если доход получен от физических лиц или из-за рубежа, налог рассчитывается и уплачивается самостоятельно.

Однако, наследник может воспользоваться налоговым вычетом и уменьшить сумму налога на величину подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

Если наследник — юридическое лицо.

Наследодатель может указать в завещании, что всё имущество должно перейти в собственность определенного юридического лица (например, коммерческой организации, некоммерческой организации, личного фонда).

С некоммерческими организациями ситуация наиболее простая, так как Налоговый кодекс РФ напрямую освобождает их от уплаты налогов с доходов, полученных в порядке наследования по завещанию (пп.2 п.2 ст. 251 НК РФ).

Для коммерческих организаций наследование всегда облагается налогом. Фирма обязана уплатить налог со всей стоимости полученного имущества, однако, в случае последующей продажи такого имущества, его оценочная стоимость при наследовании, с которой был уплачен налог, будет вычтена из суммы полученного налогооблагаемого дохода (при ОСН) (абз.2 п.2 ст.254 НК РФ).

Передача имущества в личный фонд не подлежит налогообложению. Личный фонд — некоммерческая организация, в связи с чем, всё, что ему передано, налогом с доходов не облагается (ФЗ №237 О внесении изменений… от 08.08.2024).

Выплаты в пользу выгодоприобретателей личного фонда выведены в отдельное правовое поле. Согласно Налоговому кодексу (п. 18.2 ст. 217 НК РФ), получатели освобождаются от НДФЛ при выполнении следующих условий:

  • Соответствие уставу. Перечисления идут лично бенефициару и строго в рамках утвержденных условий управления.
  • Ограничения по кругу лиц. Пока учредитель жив, нулевая ставка налога доступна только ему и его близким родственникам (при наличии резидентства РФ). После его смерти этот статус и налоговые преференции может получить любое лицо.

Вывод: Грамотно передать семейный капитал преемникам — задача не из простых. Часто, это целый комплекс шагов, где можно использовать самые разные юридические инструменты. Главное — помнить: выбирая тот или иной способ передачи имущества, нужно заранее просчитать его налоговые последствия.

Знаете ли вы, какой юридический инструмент передачи имущества подходит именно вашей семье, а какой — обернется судами и переплатами для наследников?

Источник:
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...